skip to content

Статьи

мнения, суждения, комментарии...

Фотография в современном дизайне

Или как не поставить дизайнера в безвыходное положение


02.02.2020

Или как не поставить дизайнера в безвыходное положение

Сейчас не фотографирует только ленивый. Но любое ли фото подходит для профессионального использования?

В наше время большое внимание уделяется качеству используемых в дизайне фотографий, поскольку именно на них приходится значительная доля эмоционально-эстетического воздействия. Качество снимков складывается из двух аспектов — технического и художественного.

Под техническим подразумевается набор измеряемых параметров, которые обеспечиваются используемой техникой, корректностью выставленных параметров съёмки, форматом данных и программным обеспечением. К этим параметрам относятся точность цветопередачи, динамический диапазон, линейность, уровень шума и детальность.

Художественный же аспект определяется эстетическими достоинствами фотографии, которые зачастую почти не зависят от уровня фототехники, а лишь от навыков и таланта фотографа. Разберём каждый аспект детально и постараемся выяснить, как улучшить качество фотографий для того, чтобы получить требуемый эффект при их использовании в дизайне.

Бытует мнение, что современные фотоаппараты со сменной оптикой (зеркальные и беззеркальные камеры) в любой ситуации обеспечивают оптимальное качество съёмки. Однако это не совсем так! Конечный результат зависит от многих обстоятельств, например, от освещённости объекта съёмки, выбранного режима фотографирования, формата файла, в который будет сохраняться снимок.

Многие полагают, что формат JPEG (расширение JPG) обеспечивает прекрасное качество и искать другие варианты в настройках камеры совсем ни к чему. Однако это мнение ошибочно, если вы планируете использовать кадры в профессиональной сфере!

Для этих целей существует формат RAW («сырой» формат фотоснимков), расширение файлов которого у разных производителей различается: CR2 или CR3 (Canon), NEF (Nikon), RAF (Fuji), ARW (Sony). Тем не менее, смысл остаётся одинаковым у всех и заключается в том, что в такой файл записывается изображение с сенсора камеры, которое не меняется при редактировании — изменяются лишь различные параметры яркости, цвета и детальности, используемые при конверсии фотографии в другой формат. В такой файл также сохраняется автоматически определяемый баланс белого, который очень сильно влияет на цветопередачу конечного изображения.

Однако, если вы снимаете в RAW, данный параметр можно менять по своему усмотрению, что весьма полезно, поскольку автоматика зачастую работает неточно или совсем ошибается (например, закатный снимок может получиться очень холодным — автоматика компенсирует «избыток» тёплых тонов). Также «сырой» формат даёт возможность в широких пределах изменять яркость, контрастность и насыщенность, использовать более качественные, чем в камере, алгоритмы шумоподавления, получать значительно более высокую детальность.

А вот в случае с форматом JPG существенно изменить баланс цветов практически невозможно, любая коррекция яркости и насыщенности, не говоря уже о более серьёзных изменениях, приводит к появлению разнообразных артефактов, которые могут быть достаточно заметны в конечном продукте. Блочные артефакты и специфические шумы на контрастных переходах являются последствиями JPEG-компрессии. Ещё одно преимущество съёмки в RAW - уникальная возможность восстанавливать пересвеченные области, что абсолютно невозможно в любом другом формате.

Также можно существенно корректировать яркость тёмных частей кадра, например, высветлять объекты в глубокой тени за счёт того, что информация в этом формате записывается со значительной избыточностью. Есть у «сырого» формата и некоторые недостатки: сравнительно большой размер файла и то обстоятельство, что фотографию в обычный формат (JPG, PNG, TIF) ещё надо сконвертировать с помощью специальной программы — RAW-конвертера. Последнее ограничение можно обойти выбором в настройках камеры варианта съёмки RAW+JPG, тогда на карту памяти будут сохраняться оба файла, правда это потребует дополнительного пространства на носителе.

Исходя из всего вышесказанного, если вы хотите получить действительно высокое качество полиграфии или онлайн-решений с вашими фотографиями, при съёмке используйте формат RAW.

Важно также выбрать правильный режим съёмки, поскольку автоматика может неверно угадать ваш замысел и выставить не те параметры, а также по своему усмотрению поднять такой важный для качества снимка параметр, как светочувствительность сенсора (ISO). При повышении ISO происходит заметный рост шумов, что требует дополнительного шумоподавления, которое снижает детальность. По этой причине необходимо выбирать режим съёмки, который позволяет задавать ISO самостоятельно. Крайне желательно ставить минимальное значение светочувствительности сенсора либо несколько большее, но не превышающее 400.

Для съёмки статичных объектов принято использовать режим приоритета диафрагмы (A) либо программный (P). Первый предполагает установку значения диафрагмы через меню фотоаппарата. Этот параметр влияет на глубину резко отображаемого пространства в снимке: чем больше значение, тем шире область с нормальной резкостью. В качестве вполне универсального решения, подходящего в большинстве случаев, можно выбрать значение диафрагмы 8 или 9, однако в некоторых ситуациях понадобится задавать более высокие значения. Программный режим съёмки очень похож на автоматический, но он не меняет значение ISO, поэтому он подойдёт людям, которые хотят получить хорошее качество снимков, но затрудняются с самостоятельным выбором значения диафрагмы.

Необходимо несколько слов сказать и о фокусировке. Современные системы автофокуса очень продвинутые и быстрые. Казалось бы, можно себе позволить расслабиться и не задумываться, где именно навёлся фокус. Но всё не так просто и есть определённые нюансы, которые необходимо учитывать при фотографировании. Изначально включена мультизонная автофокусировка, которая ищет ближайшие объекты, поэтому, если у вас что-то случайное окажется ближе, чем объект съёмки, фокус наведётся именно на него. Профессионалы для съёмки статичных объектов используют фокусировку по точке, чтоб избежать ложных срабатываний автофокуса. Однако такой метод несколько усложняет и замедляет процесс фотографирования.

Что касается художественного аспекта, то есть несколько правил, которые имеет смысл соблюдать при любой съёмке. Например, следует избегать лобовой засветки объекта и использовать накамерную вспышку, поскольку сцена передаётся упрощённо и выглядит неестественно. Также не стоит использовать слишком простую или чересчур сложную схему освещения. Если источник света один и нет дополнительных отражателей, то объект будет выглядеть слишком жёстко и недостаточно объёмно. Когда источников света слишком много, изображение выглядит запутанным, объём передаётся неправильно, часто практически исчезает тень, а она необходима для выразительности изображения.

Не снимайте объект строго спереди — такой кадр обычно кажется скучным и примитивным, хотя бывают и исключения.

Для лучшего результата подойдите немного сбоку и фотографируйте оттуда. Всегда должен быть ясно виден объём сцены — это увеличивает вовлечённость наблюдателя, снимок кажется интереснее и живее. Старайтесь не снимать объект в упор, так как в этом случае искажается естественная перспектива. Отойдите несколько дальше и используйте трансфокатор (зум) объектива вашего фотоаппарата, чтобы правильно масштабировать объект в кадре.

Избегайте ситуации, когда объект занимает почти всё пространство снимка — такое изображение будет практически невозможно скадрировать как-то иначе, что может поставить дизайнера в безвыходную ситуацию и тогда фотографии придётся переделывать. При составлении композиций можно использовать готовые композиционные схемы из интернета, но главное, чтоб всё выглядело естественно и гармонично, соответствовало назначению фотографируемой продукции.

Следует понимать, что даже при самом тщательном соблюдении наших рекомендаций результат съёмки способен сильно разочаровать или не подойти для использования в дизайне, поскольку может сказаться нехватка опыта или недостаточное понимание выбранной концепции дизайна. Проблема может быть и в отсутствии профессионального осветительного оборудования и штатива. Причины могут быть самыми разными, однако вы всегда можете просто довериться профессионалам, которые отснимут ваши объекты в наилучшем качестве для использования в дизайне любого назначения.

 

Филипп Посохов


Посмотреть другие статьи >>>

Up

© ЗАО фирма Поларис

РОССИЯ, Воронеж, ул. 25 Октября д. 33

тел. +7 (473) 2-777-950, +7 (473) 2-777-956